Двигатель Т-40
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Далее...
Дизельный двигатель трактора (Д-144) заводится при помощи электрического стартера оснащенный электромагнитным тяговым реле. Стартер трактора Т-40 (241.3708) находится с правой стороны двигателя и включается удаленно путем поворота ключа включателя свечи накаливания и стартера из кабины тракториста. Для того, чтобы завести двигатель необходимо повернуть ключ зажигание в первое положение (в этот момент включается свеча накаливания), а затем во второе положение — включается стартер.
Стартер выполнен в виде электродвигателя постоянного тока с последовательной обмоткой возбуждения. На нем использован торцовой коллектор.
Схема стартера трактора Т-40: 1 — крышка со стороны коллектора; 2 — контактный диск; 3 — шток; 4 — электромагнитное реле; 5 — сердечник-якорь; 6 — эксцентриковая ось; 7 — вилка рычага привода; 8 — крышка со стороны привода; 9 — шестерня; 10 — привод; 11 — корпус; 12 — якорь; 13 — защитный кожух; 14 — торцовый коллектор; 15 — щетки.
В среднем опорном диске и в крышках (со стороны коллектора и привода) запрессованы три подшипника скольжения в которых вращается вал якоря. При помощи пружин к коллектору прижимаются восемь щеток, смонтированных в щеткодержателях на крышке. Вал якоря оснащен приводом. Муфта привода передает вращающий момент в единственном направлении: к коленчатому валу двигателя, создавая автоматическое разъединение валов дизеля и стартера после пуска. Электромагнитное тяговое реле установлено на крышке со стороны привода и предназначено для зацепления шестерни привода (бендикс) с венцом маховика двигателя и присоединения стартера к аккумулятору. Во время включения стартера, тяговое реле, при помощи рычага привода, перемещает привод по винтовым шлицам вала и зацепляет бендикс Т-40 с венцом маховика, а после чего включает электрическую цепь стартера.
Как только тяговое реле отключается — шестерня привода, при помощи возвратной пружины, выводится из зацепления с маховиком. Главные контакты реле размыкаются и стартер отключается.
Ремонт стартера Т-40
1. Снимите защитный кожух, который закрывает щеточные лючки и проверьте состояние щеткодержателей, щеток и коллектора. Удалите тряпкой и продуйте воздухом скопившуюся грязь и пыль на коллекторе, щеткодержателях и крышке.
2. Если на коллекторе имеется замасливание или нагар, протрите ламели коллектора чистой тряпкой, пропитанной бензином. Если после этого нагар все еще остался — удалите его при помощи наждачной бумаги зернистостью 00, а затем продуйте воздухом или протрите ветошью.
3. Удостоверьтесь в том, что щетки могут перемещаться в щеткодержателях. Щетки должны перемещаться без заеданий.
4. Снимите крышку с реле стартера и проверьте состояние контактов. При наличии в реле грязи и пыли — продуйте сжатым воздухом. В случае присутствия на контактах сильного нагара необходимо зачистить их напильником и продуть сжатым воздухом. При серьезном подгорании контактных болтов стартера и отсутствия возможности их очистки — поверните их на 180º, а контактный диск переверните обратной стороной.
5. Проверьте давление щеток на коллектор при помощи специального динамометра. Усилие в момент отрыва конца пружины от тела щеток должно составлять 7,5-10 Н 0,75-1 кгс). Если щетки изношены и высота их менее 10 мм, то их необходимо заменить на новые.
6. В случае необходимости разберите стартер.
7. Очистите все наружные и внутренние поверхности крышек, корпуса, якоря, включателя и защитного кожуха от масла, грязи и пыли при помощи тряпки и сжатого воздуха. Ни в коем случае не протирайте детали в воде и керосине.
8. Если коллектор имеет выработку или сильный подгар, не удаляемый шлифованием, проточите его не допуская при этом большой съем металла и затем зачистите его наждачной бумагой с зернистостью 100.
9. Проверьте состояние зубьев венца маховика двигателя и шестерни привода. В случае наличия выработки или торцевых забоин — запилите их. Зубья шестерни должны иметь торец закругленной формы.
10. Смажьте моторным маслом все трущиеся детали стартера: шейки вала якоря, втулки привода, винтовую нарезку вала, подшипники и пр.).
11. Соберите стартер.
12. Проверка и регулировка стартера осуществляется на специальном стенде.
Проверка стартера
Полную исправность стартера гарантирует его проверка на холостом ходу. При испытании стартера применяются такие же провода, что и на тракторе Т-40. Аккумулятор должен быть исправен и его заряд должен составлять не менее 75%.
Во время испытания стартера на холостом ходу измеряют потребляемую силу тока и частоту вращения якоря. Их величины должны соответствовать данным указанные в таблице ниже.
Наименование |
Единица измерения |
Значение |
Сила тока |
А |
Не более 150 |
Напряжение на клеммах стартера |
В |
11,5+0,5 |
Частота вращения якоря стартера |
об/мин |
Не менее 5000 |
При испытание стартера также проверяется качество сборки, так, при перекосе втулок подшипников или при тугой посадке втулок на валу, потребляемая сила тока будет значительно больше, а частота вращения якоря — меньше.
При проверке также проверяется отсутствие сильного искрения под щетками. При хорошо подогнанных щетках искрение может вызываться неисправной обмоткой или большом биении коллектора.
Разбирать и собирать стартер рекомендуется опытными специалистами в соответствующих условиях при мастерской.
Регулировка стартера трактора Т-40
Регулировка стартера осуществляется следующим образом: на выводную клемму обмоток реле подается напряжение с силой тока 8-12 В от аккумулятора или низковольтного устройства. Корпус стартера должен соединяться с минусовой клеммой аккумулятора или массой. Для предотвращения вращения якоря стартера необходимо обесточить главные контакты реле. При подаче тока, тяговое реле должно сработать, а сердечник-якорь займет крайнее включенное положение. Шестерня привода должна занять крайнее правое положение. Зазор между гайкой на валу якоря и шестерней должен быть в диапазоне 3±1 мм.
Для регулировки данного размера необходимо расконтрить эксцентриковую ось и повернув ее вокруг собственной оси установить требуемый зазор. После окончания регулировки застопорите ось гайкой.
Устройство двигателя трактора Т-40: поршневая, коленвал, цилиндры
Далее...Устройство и эксплуатация силовой передачи трактора Т-40
Далее...Устройство системы питания трактора Т-40: форсунки, ТНВД и т.д.
Далее...Электрооборудование Т-40: схемы и устройство.
Далее...Гидросистема: неисправности и ремонт.
Далее...