Трактор Т-40

Устройство, схемы, ремонт

​Система охлаждения трактора Т-40. Ремень вентилятора

Система охлаждения трактора Т-40 предназначена для отвода тепла от головок и цилиндров и состоит из вентилятора, дефлекторов, направляющего кожуха и ременного привода вентилятора. Для улучшения теплоотвода и увеличения площади охлаждения поверхности головок и цилиндров оснащены специальными ребрами.


Система охлаждения трактора Т-40

Система охлаждения трактора Т-40: 1 — кожух вентилятора; 2 — задний дефлектор; 3 — шпилька крепления среднего дефлектора; 4 — средний дефлектор; 5 — передний дефлектор.

Вентилятор

Вентилятор системы охлаждения создает мощный воздушный поток, который создает интенсивный теплообмен головок и цилиндров. Вентилятор установлен с правой стороны двигателя и зафиксирован хомутом к верхней части крышки распределительных шестерен.

Во время работы двигателя ротор вентилятор нагнетает воздушный поток под кожух вентилятора, направляющий воздух в пространство между ребрами головок и цилиндров. Помимо кожуха, воздух направляют передний, средний и задний дефлекторы. Вентилятор вращается при помощи клиноременной передачи от двухручьевого шкива, установленного на коленвале.

Вентилятор Т-40

Вентилятор Т-40: 1 рабочее колесо (ротор); 2 — упорная втулка; 3 — стяжной болт; 4 вал вентилятора; 5 — шкив; 6 — гайка; 7 — направляющий аппарат.

Условия работы системы охлаждения

Нормальная работа системы охлаждения осуществляется при температуре масла в пределах 40-120 ºC. При температуре масла выше допустимых 120 ºC необходимо заглушить двигатель и устранить неисправности, причины которых могут заключаться в:

1. слабом натяжении, обрыве или износе ремня вентилятора (при обрыве ремня на панели приборов должна загореться красная лампа) — замените или натяните ремень;

2. засоренном межреберном пространстве головок и цилиндров — очистите, предварительно сняв кожух вентилятора, задние и средние дефлекторы;

3. засорении защитной сетки вентилятора — снимите сетку и очистите ее от грязи, пыли и т. д.;

4. ослаблении гайки шкива вентилятора — затяните гайку.

Регулировка теплового режима двигателя

Тепловой режим регулируют при помощи диска, установленного на защитной сетки вентилятора, а также путем включения или отключения масляного радиатора переключателем, находящимся на корпусе масляного фильтра. В прохладное время года (при температуре +5 ºC и ниже) масляный радиатор отключают от масляной системы, а диск монтируют на сетку вентилятора (у двигателя с посезонным регулированием теплового режима при температуре воздуха до -25 ºC температура масла не ниже 40ºC обеспечивается путем установки на вентиляторе диска и загрузкой двигателя не менее чем на 40% от его номинальной мощности).

При температуре воздуха выше +5 ºC радиатор подключают к системе, а диск демонтируют с вентилятора.

В ходе эксплуатации следует следить за тем, чтобы кожух вентилятора не имел повреждений, а дефлекторы не были погнутыми. Не допускается загрязнение ручьев шкивов топливом, маслом и грязью.

В случае выхода повреждения какого-либо ремня — их необходимо снять и заменить на новые одинаковой длины. Использованные ремни подбирают в отдельные комплекты и только после этого устанавливают на двигатель. Сочетание новых ремней с использованными не допускается. Подшипники вентилятора не нуждаются в смазке.

Регулировка натяжения ремней привода вентилятора

Натяжение ремней привода вентилятора и генератора регулируют путем изменения положения генератора. Перед регулировкой необходимо ослабить гайку крепления натяжной планки и гайки болтов крепления генератора. После регулировки их необходимо затянуть. Ремни натягиваются таким образом, чтобы при нажатии на ремень рукой его прогиб составлял 15-22 мм (проверить можно при помощи пружинного динамометра). Степень натяжения ремней проверяют в средней части ветви между шкивами вентилятора и коленвала. Особое внимание стоит уделить натяжению ремней после первых 60 часов работы двигателя.


12.12.2017